"Тест зубной щетки" для стартапов
На венчурном рынке Силиконовой долины сместилось равновесие: инвестбанки уже не играют значимую роль, инициативу перехватили крупные корпорации. Поглощая небольшие компании, такие гиганты как Google и Facebook используют совершенно иные методы оценки, чем банкиры.
Например, Ларри Пейджа интересует потенциал проекта в долгосрочной перспективе. Для этого он проверяет приглянувшийся стартап при помощи "теста зубной щетки". Будут ли люди пользоваться продуктом хотя бы раз в день? Сможет ли продукт сделать жизнь лучше? Вот какие вопросы интересуют исполнительного директора Google, а вовсе не рентабельность.
"Зубная щетка" помогает Пейджу на ранних этапах выбирать потенциально выгодные проекты.
Ситуация такова, что в прошлом году в США для приобретения молодых технологических проектов дороже 100 млн долларов 69% покупателей предпочли обойтись без участия инвестиционных банкиров.
В свое время обошлись без помощи инвестиционных консультантов Apple при покупке Beats Electronics за 3 млрд долларов, Facebook при покупке Oculus VR за 2,3 млрд долларов, Oracle при покупке Micros Systems за 5 млрд долларов и Microsoft при покупке Skype за 8,5 млрд долларов.
Количество сделок с участием инвестбанков за последние десять лет стремительно уменьшается. Видимо, причина состоит в том, что банкиры не понимают, чего действительно хотят технологические гиганты. Корпорации вроде Google ищут стартапы, которые имеют потенциал заполнить будущие ниши или вывести компанию на новые перспективные рынки.
После приобретения 170 проектов в Cisco решили нанять бывших банкиров в штат. Это гораздо дешевле, чем отстегивать миллионы инвестиционным банкам. При этом работать над сделкой гораздо эффективнее, когда есть профессиональная команда, понимающая рынок. Так поступают многие корпорации в Силиконовой долине. Они создают целые департаменты развития, которые специально занимаются инвестициями в стартапы.