Перспективы развития интернета глазами Юрия Мильнера
Известный венчурный инвестор и основатель фонда DST Юрий Мильнер считает интернет самым перспективным сектором экономики. Именно поэтому DST продолжает вкладывать в интернет-проекты. Однако венчурный капиталист внимательно изучает, как интернет влияет на другие отрасли, в которые он пока не инвестирует. Ему приходится мыслить глобально и на перспективу.
По прогнозам McKinsey, к 2020 году к глобальной сети будет так или иначе подключено порядка пяти миллиардов человек и примерно двадцать миллиардов устройств. Причем, если говорить о последних, то это не обязательно компьютеры и смартфоны - список могут пополнить телевизоры, часы, очки и пр. Нужно только представить себе этот рынок.
Розничная торговля через всемирную сеть, объемы которой сейчас не достигают 10%, будет развиваться и далее. По оценкам специалистов, через пять лет на розничную торговлю через интернет будет приходиться порядка 20%. Конечно, это средний показатель. В некоторых странах он будет выше, в других ниже.
Что касается перспектив венчурного рынка, то Мильнер ожидает появления новых интересных объектов инвестирования. Судите сами: сейчас капитализация всех интернет-компаний находится на уровне 1 триллион долларов, а будет - 3 триллиона. Появится больше крупных компаний с капитализацией более 5 миллиардов долларов. Сейчас таких насчитывается до двадцати, причем две из них (Яндекс и Mail.ru Group) находятся в России. Компании, которые на гребне новой волны развития интернет-индустрии подорожают до 5 миллиардов, уже существуют. Работа специалистов DST заключается в том, чтобы понять, кто из них заслуживает внимания. По мнению Юрия Мильнера, в некоторые из них он уже вложился.
Понять масштабы глобального интернета поможет один факт: в мировом ВВП доля интернета составляет половину энергетической отрасли. И тот, кто считает, что интернет - это воздух, глубоко заблуждаются. Это реальный сектор экономики. Интернет-бизнес растет, потому что использует всеобщие связи, которые делают его невероятно эффективным.
К примеру, благодаря Google решена проблема доступа к информации. Теперь, чтобы найти ответ на вопрос из любой области, требуется от нескольких секунд до нескольких минут. Это коренным образом меняет организацию мыслительного процесса и увеличивает производительность людей. Поэтому сервис поиска информации стоит сегодня 300 миллиардов долларов, а в будущем может подорожать до триллиона.
Рассмотрим другой пример. Сегодня Amazon предлагает сто пятьдесят миллионов товаров, собранных на одной площадке, обеспечивая прозрачность цен. Эффективные компании работают на Amazon, а остальные, возможно, в будущем перестанут работать вообще.